Различные объекты интеллектуальной собственности есть у любой организации. Однако руководители не всегда понимают значимость интеллектуальной собственности для своего предприятия, предпочитают экономить на регистрации товарных знаков (знаков обслуживания), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллектуальной собственности, не задумываются о правильном оформлении прав на нерегистрируемые объекты. Такие действия могут привести к серьезным проблемам: многомиллионным искам, запретам на использование собственных разработок, вынужденному ребрендингу и др.
Кроме того, отказываясь оформлять права на объекты интеллектуальной собственности, руководители лишают свои предприятия дополнительных источников дохода, возможности увеличить размер уставного капитала организации, привлечь новых инвесторов, снизить проценты по кредитам, увеличить конкурентоспособность предприятия, выйти на новые рынки, создать корпоративный имидж и др.
Как известно, одним из основных параметров конкурентоспособности современных предприятий является высокое качество выпускаемых товаров и предоставляемых услуг. В процессе повышения качества выпускаемых товаров и предоставляемых услуг будут создаваться новые разработки, раскручиваться логотипы и названия, индивидуализирующие товары и организацию в целом. Облекая, эти объекты в юридическую форму (патентовние, регистрация, депонирование и др.) можно получить объект интеллектуальной собственности, приносящий пользу организации, в противном случае - контрафакт, или плагиат с сомнительными перспективами их использования.
В связи с этим, очень важным является просвещение руководителей предприятий по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью.
В законодательстве отсутствует определение понятия «интеллектуальная собственность»
Ст. 1225 ГК РФ относит к интеллектуальной собственности результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Под интеллектуальной собственностью понимаются разнообразные объекты интеллектуальных прав - произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, селекционные достижения, фонограммы, исполнения, программы для ЭВМ, ноу-хау, товарные знаки, коммерческие обозначения и другие объекты (см. Схема 1).